Завтра состоится открытие выставки "Бесермяне".

Завтра состоится открытие выставки "Бесермяне".
Задать вопрос
Наши сотрудники ответят на любой интересующий вопрос
9 Августа 2018
Сегодня в здании волостного правления в 14.00 состоится открытие выставки «Бесермяне» Выставка объединила проект «Э анӥе. Бесермяне сегодня» (бесерм. «мамочки»), посвященный современной жизни бесермянского народа и подлинные бесермянские костюмные комплексы из фондов Глазовского краеведческого музея. Проект «Э анӥе» инициирован группой московских лингвистов, работающих с 2003г. по сегодняшний день в деревне Шамардан Удмуртской Республики. С 2009г. экспедиции в Шамардан проводятся регулярно. Состав их участников периодически меняется, и в настоящее время представлен студентами и преподавателями Московского государственного университета, Высшей школы экономики и других учреждений, а также независимыми исследователями. Идея проекта возникла в процессе работы над одноименным документальным фильмом, который выйдет на экраны зимой. Главный акцент проекта смещен с жизни прошлого в настоящее. В экспозиции представлены 45 фотографий, отражающих простой и поэтичный повседневный уклад бесермянской деревни, работы летнего сельскохозяйственного цикла. Этот ракурс выбран и для фильма, над которым идет работа.Авторы фотовыставки - съёмочная группа документального фильма "э анӥе" (Ирина Костенко, Ova Flipp, Николай Филиппов).Режиссёр и автор идеи - Николай Филиппов, консультант - Мария Усачёва,куратор - Ирина Костенко. Справка: Николай Филиппов родился и живет в Москве. Во время учебы на Отделении теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ он начал работу над полевым проектом в Удмуртии, где изучал грамматику бесермянского диалекта и участвовал в составлении тезауруса. Николай Филиппов является выпускником сценарной мастерской А.Молчанова, изучал историю и теорию кино в РГГУ. Снимает экспериментальное и документальное кино, уделяя особое внимание вопросам языка. Его работы «Ножиков»(2017) и «Ракурс»(2017) были участниками различных международных кинофестивалей. Традиционная культура бесермян представлена на выставке музейной коллекцией из фондов Глазовского краеведческого музея. Эта часть экспозиции посвящена старинному свадебному обряду и показывает основных героев этого ритуала в соответствующих костюмных комплексах. В женской одежде бесермян сохранились характерные особенности, по отдельным элементам которого можно было определить возраст, социальный статус и материальное положение. Мелкая клетка для одежды девочек, а для взрослых женщин рубахи были в крупную клетку. Для девичьей рубашки пришивали оборки по подолу и аппликацию из ярких полос ткани вокруг нагрудного разреза. Женщины носили нагрудные украшения камали: шейные и черезплечные. Особенно различался головной убор: девушки носили небольшую остроконечную шапочку-такъю, расшитую раковинами каури, бисером, монетами. Женский убор состоял из головного полотенца, шапочки с подбородочной тесьмой и платка-покрывала. На выставке также представлены предметы, играющие важную роль в свадебном обряде: сундук с приданым, прялка, полотенце, кошелек-янчик, заготовки для рубах. Справка:Бесермяне - коренной малочисленный народ, зафиксированный источниками в бассейне Чепцы в середине XVI века, но предполагается и более раннее их расселение на данной территории. По переписи 1926 г. насчитывалось 10 тысяч бесермян, в последующих переписях не выделялись, включались в состав удмуртов. Среди ученых два предположения о происхождении бесермян: 1. бесермяне в своей основе тюрки, оказавшиеся среди удмуртов и перешедшие на удмуртский язык; 2. бесермяне — это удмурты, испытавшие сильное тюркское влияние. Живут бесермяне в Ярском, Юкаменском, Балезинском районах Удмуртской Республики и Слободском районе Кировской области. Сохраняется их этническая специфика в материальной и духовной культуре (одежда, песни, танцы, обряды), языке. По вероисповеданию православные, но сохраняют обширный пласт традиционных верований и обрядов. В июне 1992 г. Президиум Верховного Совета Удмуртской Республики принял постановление «О восстановлении имени бесермянского народа». Восстановлено их историческое название, они включены в реестр народов России. По переписи 2002 г. в России числилось около 3 тыс. бесермян, перепись 2010 г. выявила 2201 человека бесермянской национальности.

Галерея

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.