Друзья, совсем скоро Пасха. А уже через несколько часов – Великий (Чистый, Страстной) Четверг – один из самых важных, мифологически и ритуально насыщенных периодов пасхального цикла.
Ночь на Великий Четверг («кулэм потон уй» – букв. «ночь выхода мертвых», «ӵук мунчо уй» – букв. «ночь перед утренней баней») в удмуртском народном календаре считалась одним из наиболее опасных периодов. Полагали, что в эту ночь (точнее, вечер от заката солнца и ночь до первых петухов) к живым возвращаются мертвые, гуляет «нечистая сила».
В среду совершали очистительные и оберегающие действия. После обеда мылись в бане, при этом в сосуд с водой для ополаскивания бросали серебряную монету и, окатываясь ею после мытья, просили у Бога здоровья и чистоту серебра. Для того чтобы обезопасить себя и скот от нечистой силы, перед закатом солнца очерчивали двор металлическим предметом, к дверям и окнам избы и помещений для скота прикрепляли снаружи можжевеловые или рябиновые ветви. Ветки или металлические предметы раскладывали в амбаре на кадки с мукой, в ларь с зерном, в избе на подоконники, на загнетке перед печью, над дверью.
Мелом или саже ставили кресты на косяках окон и дверей.
Ходили по деревне и стучали по углам дома палками, во дворе стреляли из ружья, чтобы прогнать злые силы. Мужчины совершали шумный обряд изгнания нечисти из всех помещений. Шли до конца деревни за полевые ворота и, проведя черту, втыкали в неё палки и прутья, которыми изгоняли.
На ночь на стол стелили чистую скатерть и клали целый каравай хлеба, солонку и бутылку кумышки.
В четверг совершались магические действия очистительного и продуцирующего характера: действия этого дня, согласно верованиям, способны магически повлиять на весь год (магия первого дня). Вставали как можно раньше, чтобы успеть переделать много дел, ибо считалось, как проведешь этот день, таким будет и год. В это утро трением дубовой палки о доску добывали новый огонь, который разносили по всей деревне в каждый дом. От нового огня во дворах разжигали костры и прыгали через него, чтобы очиститься от всего темного, нечистого, топили бани и печи в избе. На печной заслонке жгли ветки можжевельника и окуривали для очищения избу и животноводческие помещения.
Глава семьи с утра пересчитывал скот, деньги, чтобы их было больше. После мытья в бане взрослые, помолившись, выпивали по чарке кумышки и съедали по кусочку от каравая, которые оставляли на ночь на столе. Остатки хлеба и соль впоследствии давали скотине в случае болезни, ибо считалось, что в эту ночь они приобрели целебные свойства.
Представляем Вашему вниманию фильм "Кто мы. Великий день. Акашка. Часть 1" по ссылке https://vk.com/ludorvay?z=video-14638793_456239129%2F00a6dead9e4f5c742f%2Fpl_wall_-14638793