«Мелодия жизни» («Улонлэн крезьгурез»)

Выставка «Мелодия жизни» состоит из трех разделов, отражающих древнее мифологическое представление финно-угорских народов о трехчастной картине мира и трехчастной структуре жизни человека. Рождение, свадьба, смерть – три главных момента жизни человека, которые у удмуртов по сегодняшний день сопровождаются особыми обрядами и напевами.

Экспозиция представляет в концентрированном виде жизненное бытовое пространство удмуртов (дом, двор, ближнюю территорию) – свою маленькую «вселенную», которую человек открывает в раннем детстве, осваивает и обживает на протяжении всей жизни. Наряду с подлинными музейными экспонатами начала XX века – одеждой, ткаными изделиями, утварью, предметами быта и интерьера в экспозицию включены созданные специально для выставки новоделы – реконструкции костюмных комплексов, игрушек, музыкальных инструментов. Выставка дополнена архивными фильмами о древних ритуалах, сохранившихся у удмуртов.

Нуны сюан (свадьба младенца)

На сороковой день после рождения младенцу устраивают праздник родин, называемый кабак, зыбок, каша или нуны сюан. Все эти сорок дней его запрещено выносить из дома и показывать чужим. Ребенка нельзя оставлять одного, иначе ему могут навредить злые духи. Если приходится на время отлучиться, под матрасик ребенка кладут острые ножницы или нож. На свадьбу к новорожденному приходят только родственники. Из всех удмуртских свадеб эта — самая веселая. Отцу новорожденного женщины подавали тарелку сильно пересоленной каши, которую он должен был съесть всю, иначе тарелку опрокидывали ему на голову – чтобы знал, как солоно приходится роженице.

В качестве «музыкального инструмента» на этом празднике использовалась печная заслонка, в которую стучали ножницами или косарем: очевидно, они должны были отпугнуть враждебные силы. Основаны они на вере в чудесную силу печи, домашнего очага. С этим же связано и использование сажи, взятой из печной трубы. Бабушка новорожденного шумит печной заслонкой, ударяя в нее кочергой, вокруг танцуют все собравшиеся. Женщины заставляли плясать отца в нижнем белье, при этом пели неприличные песни — по-видимому, пережиточное явление языческого обряда, связанного с культом мужской силы.

Сюан (свадьба)

Невесту родители жениха выбирают из другого рода, чтобы не смешивалась кровь. Нужно проверить ее родословную: если в предках у невесты нет ведуний и злых колдунов, она считается годной. Удмуртскую свадьбу гуляют неделю. Если начинают празднество у жениха, то и закончить должны у него в доме. За неделю нужно обойти все дома в деревне. Во время девичника невеста с подружками шьет полог, которым потом закрывают постель новобрачных. Вечером зовут малышей — братьев, сестер, детей подруг, и кормят их обрядовой кашей, молясь, чтобы у молодых было большое и здоровое потомство.

Каждый день свадьбы сопровождается обрядами. Основными считаются обряд одевания невесты — когда ей в знак новой, замужней жизни повязывают на голову платок-чалму, полностью закрывающий волосы, и обряд купания невесты — гости обливают молодую водой из ведер. На свадьбе невеста должна продемонстрировать, какая она стряпуха. В доме жениха она печет на всех гостей табани — ритуальные блины на дрожжевом тесте. 

Обряд жертвоприношения (свадьба наоборот).

Культ предков занимал очень важное место в системе религиозно-мифологических представлений удмуртов. Считалось, что по смерти человек получает большую силу и власть над людьми: он может наслать болезнь на них и на их скотину, наказать неурожаем и т. д.  Для избавления от таких напастей, время от времени необходимо было задабривать  умерших, чтобы они и в том мире жили в достатке, ни в чём не нуждались, не завидовали и не злились на людей. 

После смерти родителей каждый удмурт должен был устроить особое жертвоприношение-благодарение («йыр-пыд сётон» (букв.: отдавание головы и ног [животного]).  Проводится обряд через год или несколько лет спустя после смерти. Чтобы у мужчины была лошадь, ему в жертву приносят коня, а женщине – корову, чтобы доила и питалась сыром, маслом. 

Вообще этот обряд считается "последней свадьбой" покойного, потому что используются ритуальные элементы из свадебного обряда. Например, поют на мотив свадебных песен, но с иным текстом (обращением к покойному).