Традиционные пояса народов Удмуртии

Пояс - один из важнейших элементов народного костюма и является конструктивной деталью женской, мужской и детской одежды. Им подпоясывали рубахи, сарафаны и верхнюю одежду. Пояс всегда связан с одеждой. Его носили не только поверх одежды, но и под одеждой, на голом теле. С обряда опоясывания начиналось приобщение новорожденного к человеческому миру. До совершения обряда новорожденный не считался человеком. Пояс, как правило, надевали при крещении вместе с крестом. Пояс и крест маркировали вхождение нового человека в мир людей, и с этих пор их ношение считалось обязательным. «Собираясь в баню, набожные люди оставляли крест дома, но не снимали пояса, твердо зная, что «без пояса и порога переступить нельзя».

Наличие или отсутствие пояса соотносилось с определенным типом поведения. Женщина без пояса – синоним разврата; мужчина без пояса – образ бессилия. Поэтому сорвать пояс означало нанесение тягчайшего оскорбления. Согласно традиции, «распоясаться» - значило вести себя неприлично, а «распоясать» человека означало обесчестить его.

В фондах музея-заповедника «Лудорвай» хранятся пояса, изготовленные из льняных, шерстяных, ватных, фабричных нитей и нитей мулине. Праздничные пояса рубежа XIX – XX веков выполнены из тонкой покупной шерсти высокого качества – гаруса. Такие нити окрашивались яркими анилиновыми красителями, поэтому пояса этого периода были сочных насыщенных цветов. В них преобладали оттенки зеленого, розового, синего, желтого, фиолетового цветов.

Пояса (женские – длиною примерно 2,5 метра, мужские – до 3 метров) могли дважды обернуть вокруг талии. Середина пояса приходилась на талию спереди, затем концы перекрещивали сзади и соединяли спереди узлом на боку. Ширина поясов в фондах музея варьируется от 2-х до 3-х сантиметров, кушак 13 см, длина от 130-333 см.

Пояса выполнены в разных техниках: тканые на «плашках», на бердо, на ткацком станке и пояса со «словесами»; вязаные на спице, плетённые на пальцах.

Более сложными по исполнению являлись пояса, ткавшиеся на специальных дощечках – «плашках» с несколькими отверстиями, вращавшихся при работе. От их числа и использовавшихся при плетении различных технических приёмов зависела ширина пояса, сложность и выразительность получавшегося рисунка. Это был или развитый геометрический рисунок, или различные надписи – поговорки, посвящения и прочее.

Ткали пояса и на другом несложном приспособлении бердо - дощечки с вертикальными прорезями и рукояткой. Для производства поясов изготавливались и специальные неширокие станочки. Натягивавшаяся на них основа из льняных нитей, в сочетании с шерстяной уточной нитью, позволяла создавать пояса с более плотной фактурой.

Пояса с надписями или «словесами», ткались опытными мастерицами на заказ. Большая часть текста на «словесных» поясах, выткана с использованием букв старославянской азбуки и устаревшей орфографии. По содержанию их можно разделить на три группы.

К первой группе относятся пояса с фольклорными текстами. Это тексты лирических песен и стихов, поэтические формулы, пословицы, поговорки и благопожелания. Например: «Взвейся голубок отнеси сей поясок», «Кого люблю того дарю», «Сей пояс ткала…».

Вторая группа – именные. «Сей пояс следует носить…». Большая часть именных поясов изготавливалась мастерицами на заказ или в подарок. В этом случае было особенно важно обозначить принадлежность владелице, закрепить за ней пояс, выполненный «чужими руками».

Третья группа – тексты молитв на поясах. Пояса с молитвами были распространены среди старообрядческого и православного населения. Пояса с молитвами изготавливались в монастырях, скитах и совсем редко самими крестьянками.

Пояса умели ткать все крестьянки, но сложные узоры со словами посвящения выполняли редкие сельские мастерицы по заказу или для продажи. Таким образом, пояса представляли собой продукт не только домашнего крестьянского труда, но и ремесленников.

Порой неграмотные мастерицы ткали буквы, нередко в зеркальном отображении – прочесть и понять содержание таких поясов практически невозможно.

Пояса считались ценными подарками, их дарили родственникам, особенно по духовной линии – крестникам, кумовьям, а также при заключении брачных союзов.