Символы обозначения собственности на Руси носили различные наименования: знамя, знамение, знак, тамга, клеймо, резь, мета, тавро и др. Семейные знаки также известны у многих финно-угорских народов: ливов, эстонцев, финнов, саамов, мордвы, мари, хантов и манси, удмуртов, коми и др.
Удмуртские пусы, тамги имели широкое бытование в общественных и судебных процессах, торгово-экономических отношениях, в ведении сельского хозяйства, в качестве наследственного знака собственности и использовались вместо личной подписи и печати. Родовые знаки чаще наносили топором на дерево: на борти, полевые колышки «гужемпус», домашние предметы и гораздо реже на кость и вещи из других материалов. Новый пус создавался при основании нового хозяйства на основе родового и отцовского знака, и при этом не должен повторять уже имеющиеся знаки в селении.
< Описание предмета появляется при наведении курсора на фотографию >
< Описание предмета появляется при наведении курсора на фотографию >
Упоминания о родовых знаках удмуртов встречаются ещё у дореволюционных этнографов и археологов: А. А. Спицына, П. М. Богаевского, М. Г. Худякова, Н. Г. Первухина. Этнограф, краевед, священник Н. Н. Блинов один из первых указал на существование родовых знаков по мужскому колену. П. М. Сорокин в своей рукописи «О материнстве, как основе рода, о родовых названиях и знаках собственности у вотяков» подробно описал бытование родовых знаков в удмуртских деревнях конца ХIХ века, зафиксировал около 70 воршудных названий и сделал зарисовки более 500 «подэмпусов» с обозначением названий: стремя (треугольник), вилы (противостоящие углы), куриная нога (схематично нарисованный птичий след) и тому подобное.