Транспорт в удмуртской деревне

Средства передвижения на территории Удмуртской Республики в конце XIX-начале XX вв были обусловлены особенностями хозяйственной деятельности. В первую очередь, они требовались для сельскохозяйственных работ, а также для транспортировки товаров на ярмарки и для дальних поездок.

Для передвижения по воде в основном использовались плоты, лодки-колоды, лодки-плоскодонки, лодки-ботники. На больших реках (таких, как Кама и Чепца) работали паромы.

И наземные, и водные средства передвижения для нужд своего хозяйства чаще всего изготавливались кустарным способом. За неделю мастер мог изготовить двое саней, за такой же срок можно было изготовить одну телегу.

В период активного развития промышленности в конце XIX-начале XX вв в составе продукции крестьянских кустарных производств были также летние и зимние кузова, тарантасы, кошёвки, телеги, которые поступали на поволжские рынки.

Лошадей раньше держали много, так, в конце XIX в. в Сарапульском, Малмыжском, Елабужском уездах на каждые 100 дворов приходилось 160-170 лошадей, а в Глазовском – 240. Мужчины в период отсутствия активных земледельческих работ уходили заниматься отхожими промыслами, а работники со своими лошадьми ценились больше других. До появления железной дороги также многие мужчины зарабатывали извозчицким промыслом.

В коллекции музея имеется несколько санных и колёсных повозок и предметов, связанных с конным транспортом.


САННЫЙ ТРАНСПОРТ

КОЛЁСНЫЙ ТРАНСПОРТ