Роль народной игры и игрушки в музейном пространстве Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай»

НАРОДНАЯ ИГРА В РАМКАХ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА АЭМЗ «ЛУДОРВАЙ»

«Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети» – так гласит народная мудрость. На протяжении многих веков в детских играх сохраняются элементы народных традиций.

На дворе XXI век — век технологий и прогресса. Стремясь жить динамично, «в ногу со временем», отдавая предпочтение изучению информационных технологий и иностранных языков, человек начинает забывать народную культуру. Поэтому важно сохранить культурное наследие народов, проживающих в Удмуртской Республике и передать его последующим поколениям.

К объектам культурного наследия относятся и народные игры. «Народные игры — это игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного народа и признаются таковыми национальным сознанием. Они включают различные виды: подвижные, спортивные, детские, юношеские, музыкальные, речевые, хороводные, фокусы, ролевые игры и т. д. В широком смысле, к народным играм относят обычно и традиционные забавы (ходули, качели, катание с гор и т. п.), народные упражнения и состязания (подъем и метание камня, прыжки, борьбу, скачки и др.)» [1].

В Архитектурно-этнографическом музее-заповеднике «Лудорвай», расположенном в Завьяловском районе Удмуртской Республики, уделяется внимание вопросам сохранения культуры народных игр. История развития Музея-заповедника насчитывает всего 30 лет. Это молодой музей-заповедник, активно развивающийся в последние годы: «11 июля 1986 г. распоряжением Совета Министров Удмуртской АССР был создан «Архитектурно-этнографический музей «Ильинка» — филиал Удмуртского республиканского краеведческого музея, с целью сохранения памятников народной архитектуры. Музей «Ильинка» располагался на историческом месте бывшего починка «Ильинка», основанного переселенцами из поселка Ижевский завод в середине XIX в. С начала работы музея была поставлена задача — выявить объекты деревянной архитектуры Удмуртии. В соответствии с реставрационным заданием были организованы совместные экспедиции по обследованию сельских поселений Удмуртии специалистами Всесоюзного объединения «Союзреставрация», Удмуртского республиканского краеведческого музея, Удмуртского научно-исследовательского института. В результате были выявлены и поставлены на учет объекты деревянной архитектуры с целью их дальнейшей музеефикации. В 1997 г. музей открыл двери для своих первых посетителей. В 2003 г. получил статус самостоятельного государственного учреждения культуры и был переименован в «Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай». Площадь, занимаемая музеем-заповедником, составляла 39, 9 га, была переведена в статус особо-охраняемых территорий (Распоряжением Правительства УР №875-р от 13 октября 2003 г.) [2].

Музей динамично развивается, открывает новые ландшафтные экспозиции, проводит праздничные массовые мероприятия и интерактивные экскурсии. Посетители имеют возможность познакомиться с удмуртской и русской культурой в экспозициях: «Усадьба центральных удмуртов», «Усадьба верхне-чепецких удмуртов», «Усадьба южных удмуртов» (гостевой дом), «Ветряная мельница», «Русский починок «Ильинка». Священная роща, родники, пасечный комплекс дополняют образ музея под открытым небом» [2].

На сегодняшний день музей-заповедник активно ищет новые методы работы с посетителями, одними из которых являются проведение интерактивных экскурсий с использованием организации народных игр. Главная цель — воспитание патриотических чувств у детей младшего школьного возраста через возрождение народных традиций, знакомство с ними детей и молодёжи. Взаимодействуя с предметами музея в атмосфере приключений и увлекательных путешествий, происходит погружение посетителей в определенную историческую эпоху. Игровая форма подачи музейного материала способствует непринужденному приобретению знаний по истории, так как игровая форма наиболее близка детской категории посетителей и иначе воздействует на аудиторию детей, в отличие от классической экскурсии.

В музее-заповеднике во время работы с детьми, используются следующие удмуртские игры: «Ми таримес кизимы-кизимы» — «Мы просо сеяли-сеяли», «Пис бекмыльтон» — «Урони полено», «Уя зазег, уя чож» — «Плыви гусь, плыви утка» и др. [Приложение 1].

Большое значение для Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай» имеет сбор и изучение материалов этнографии во время проведения экспедиционных и однодневных выездов в села Удмуртии. Так, в сентябре 2015 г. сотрудниками музея-заповедника была осуществлена экспедиция на север Удмуртии — Ярский, Юкаменский и Красногорский районы. Позже были обследованы некоторые районы южной части Удмуртии — Малопургинский и Можгинский. В период проведения экспедиционных исследований были получены новые важные источники по истории народных традиционных игр, исследованы формы народных игр, как бытующие в настоящее время на данной территории, так и сохраняющиеся только в памяти жителей сельской местности. Было выявлено, что кардинальных отличий в игровой деятельности северных удмуртов и южных удмуртов нет. Все респонденты были гражданами пожилого возраста, коренными жителями исследуемого поселения. В беседах с пожилыми людьми звучала мысль, что, в прошлом, с ранних лет дети работали, времени играть было мало, поэтому зачастую игры импровизировали трудовую деятельность. Это, например, такая игра как «вуж кут» — «старый лапоть». Суть игры состоит в том, что дети собирают старые изношенные лапти в одну кучу около бани. Один игрок охраняет эту кучу, все остальные пытаются ухватить лапоть и перенести в другое место. Если желающих играть было много, то делились на две команды. Таким образом, данная игра развивала внимательность и ловкость, а также учила детей правильно применять старые ненужные вещи в хозяйстве [3].

Другая игра называется «Лиял вылын пужы» — «Узоры на песке», о которой рассказала Чигвинцева Нина Григорьевна, уроженка д. Малая Уча (Шупшади) Малопургинского района Удмуртии. Правила игры таковы: первый участник игры проводит ногами по песку линии, напоминающие путаницу, узор. Задача второго — пройти от начала линии до конца, не запутавшись, не наступив за края линии узора. Эта игра развивает творческое воображение, внимательность и мышление [4].

Собранные во время научных экспедиций новые этнографические материалы пополняют копилку источников по истории культуры народных игр удмуртского этноса, представляют собой важный пласт культурного наследия коренных жителей Прикамского региона.

Сегодня необходимо найти эффективные формы передачи знаний по истории и культуре народа подрастающему поколению. В связи с этим, в настоящее время, специалисты музея уделяют много внимания особому музейному пространству, которое определяют и как интерактивное. Главная задача интерактивного пространства – погружение ребенка в мир игры и приключений, которые ему помогают незаметно для себя приобретать новые знания и делать открытия. Игровые методы выходят в этом процессе на первый план. На протяжении многих веков игры являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Благодаря народным играм, у детей вырабатываются характерные черты менталитета, присущего народу, а также формируются и развиваются личностные качества. В народных играх нашли отражение особенности этнической культуры в различные хронологические периоды, черты общественного устройства и мировоззрения народа. Знания о народных играх способствуют процессу формирования всесторонне развитой личности, уважительного отношения к истории и культуре своего народа и решению задач по сохранению культурного наследия Удмуртии.

Список литературы

1. Крысько В. Г. [Электронный ресурс] Этнопсихологический словарь. М.: МПСИ. 1999. URL: http://ethnopsychology.academic.ru. (Дата обращения: 24.03.16).

2. Научная концепция развития Архитектурно-этнографического музея «Ильинка». Ижевск, 2001 г. // Архив БУК УР АЭМЗ «Лудорвай».

3. Отчет об экспедиции по северным районам Удмуртии. Ижевск, 2015 // Архив БУК УР АЭМЗ «Лудорвай».

4. Отчет по выезду в д. Малая Уча, д. Арляново, д. Чекалкино Малопургинского района Удмуртской Республики. Ижевск, 2015 // Архив БУК УР АЭМЗ «Лудорвай». М.