«Народные игры и игрушки в организации работы АЭМЗ «Лудорвай» УР с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

«Народные игры и игрушки в организации работы АЭМЗ «Лудорвай» УР с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

 

Музей невозможно представить без активного диалога с посетителями различных социальных групп и возрастов. Особое внимание уделяется работе с детской аудиторией. Сегодня, в век информационных технологий, важно развивать и гуманитарное образование, направленное, в первую очередь, на сохранение и популяризацию историко-культурного наследия народов России.

Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай» Удмуртской Республики (АЭМЗ «Лудорвай» УР), динамично развивающийся музей под открытым небом, уделяет внимание в своей работе особой категории посетителей – детям дошкольного и младшего школьного возраста, используя игровые и интерактивные формы взаимодействия. В этом процессе ребёнок имеет возможность окунуться в увлекательный мир народной игры и путешествий, интерактивных экскурсий, участвовать в различных мастер-классах, приобретая при этом новые знания о культуре своего народа. Содержательные программы экскурсий музея «Лудорвай» способствуют познавательному и эстетическому развитию детей. Одним из направлений научной работы сотрудника музея, автора данной статьи, является исследование в области использования теории и практики народных удмуртских игр в деятельности музея.

         Подробное описание удмуртских игр и развлечений приводятся в научных изданиях Г.А. Никитиной [1], Л.Н.Долгановой и И.А. Морозова[2] и других авторов. В работе Долгановой Л.Н. «Игры и развлечения удмуртов» даны описания и типология традиционных игр удмуртов, среди которых перечислены подвижные, хороводные, настольные, ролевые игры и т.д.[2] Исследователи отмечают, что традиционная народная игра способствует развитию физической силы, выносливости, ловкости, смелости, сообразительности, инициативы, наблюдательности и т.д. [3]

Территория АЭМЗ «Лудорвай» УР включает несколько секторов, на которых расположены усадьбы, отражающие архитектурно-этнографические особенности материальной и духовной культуры этнических групп удмуртского Прикамья конца ХIХ – начала ХХ вв.: северных, центральных и южных удмуртов, а также, русских. На площадках усадеб проводятся различные музейные мероприятия.

В июне 2016 года в амбаре сектора «северные удмурты» открылась выставка «Чача сэрег» - «Детский уголок», посвященная миру детства удмуртов. Выставка состояла из трех площадок.

Первая площадка – «Комната девочки по имени Дыдык». В комнате были представлены предметы одежды и быта – реальные экспонаты этнографического значения, относящиеся к концу ХIХ – нач. ХХ вв. В экспозиции были представлены предметы, сопровождающие девочку от рождения и до момента ее взросления. Стены комнаты были украшены фотографиями детей, снятыми ещё в начале ХХ века.

Вторая площадка – «Интерактивная зона» (располагалась, также, в амбаре усадьбы северных удмуртов) была наполнена детскими народными игрушками и реквизитами для народных игр, которые были заранее приготовлены руками сотрудников музея-заповедника. Здесь экскурсоводы музея проводили мастер-классы по изготовлению игрушек – различного вида кукол: кукла-берегиня, кукла-закрутка, кукла-саше из душистых трав, кукла из полена и т.д. Эти мастер-классы нравились не только детям, но и их родителям. Привлекающей внимание маленьких посетителей была небольшая кровать под пологом, матрас которой был выполнен из ароматных трав. На стене амбара висели таблички с удмуртскими женскими и мужскими именами, а на их обратной стороне переводы этих имен. Как правило, удмуртским девочкам давали имена по названиям птиц или цветочков, чтобы они были такими же красивыми, как эти цветочки. Например, Зангари – Василёк, Дыдык – Голубь. А мальчикам – по названиям животных, чтобы они были такими же сильными и смелыми, как эти животные. Например, Койык – Лось, Кион – Волк и т.д.[4] Посетители охотно знакомились с именами и выбирали себе тайные имена, как это было принято у удмуртов. Некоторые представители удмуртского этноса до сих пор имеют свои тайные имена, о которых знают только они сами. Они считают, что тайное имя служит оберегом, защитой от дурного слова, от сглазов.

Третья площадка – «Площадка для подвижных народных игр» была организована на свежем воздухе, во дворе усадьбы северных удмуртов, в котором были сооружены качели-прыгалки и сделана песочница для головоломок. С детьми играли в игру «пис бекмыльтон» – «урони полено». Правила игры таковы: в начале игры, посередине круга, ставят тюльку или полено. Ребята образуют круг, взявшись за руки. Они толкают друг друга, стараясь, чтобы кто-то уронил полено. Если кто-то задел его, но не уронил – то не считается. А тот, кто уронил – выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один человек. Играть должны одновозрастные дети. На песочнице, как правило, играли девочки. Задача была такая: одна девочка на песке рисовала ногами узор из своих следов «без отрыва», а другая, должна была пройти по этому узору от начала и до конца. Головоломка развивала мышление, воображение, творческие способности ребенка, а также, физические возможности – координацию движений.

Популярностью пользовались у детей качели-прыгалки, как было принято называть их в народе. На земле были сделаны две ямы, между которыми оставалась земляная возвышенность. На этой возвышенности лежала доска, концы которой находились на уровне ям. На концы досок вставали игроки и прыгали по очереди, подкидывая друг друга вверх. Получилось забавное, веселое времяпрепровождение и для детей, и для взрослых.

Таким образом, в АЭМЗ «Лудорвай» УР посетитель имеет возможность прикоснуться к могучему древу народной культуры и это, в свою очередь, способствует сохранению и популяризации национальной культуры, в частности, удмуртских народных игр и игрушек.

 

 

Ссылки:

1.     Никитина Г.А. Народная педагогика удмуртов. – Ижевск: Удмуртия, 1997. – 135 с.

2.     Долганова, Л. Н. Игры и развлечения удмуртов / Л.Н. Долганова, И.А. Морозов ; Рос.акад. наук. Урал.отд-ние. Удм. ин-т истории, яз.и лит. – Ижевск, 2002. – С. 172-175.

3.     Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Русский народ. Культура, обычаи, обряды. – СПб.: «Паритет», 2011. – С. 399.

4.     Атаманов М. Г. Удмурт нимбугор = Словарь личных имен удмуртов: Около 6800 имен/УИИЯЛ УрО АН СССР. — Ижевск, 1990. —С. 186.